Исследования психоаналитиков дают парадоксальный ответ — чувство страха смерти происходит из страха перед жизнью. Причина навязчивого страха смерти состоит в том, что мы не живем полной жизнью. Где-то в бессознательном мы установили запрет на то, чтобы делать вещи, радующие нас, и по-настоящему для нас важные.
Страх смерти многолик. Кто-то лихорадочно ищет у себя симптомы смертельной болезни. Кто-то видит в каждом прохожем головореза или маньяка. Кто-то ужасается каждому новому признаку старения у себя и у ровесников; а кто-то твердо уверен, что любое транспортное средство, приняв его на борт, сразу превратится в машину смерти.
«Но разве этого не может случиться?» – Спросите вы. Может, конечно. Но вот что интересно. Если человек страдает иррациональными страхами, вроде тех, которые я описала, то они исчезают, как только он столкнется с действительно серьезной угрозой. «Тут уж не до бессознательного, когда сознание потрясено» — сказал по этому поводу Зигмунд Фрейд. Я не раз замечала, что подобные страхи у моих пациентов уменьшались, иногда до нуля, после того как они переживали рискованные или критические ситуации. Другой путь – это в процессе психоанализа обнаружить скрытые силы личности, которые не смогли направиться на созидательную цель из-за внутренних конфликтов и запретов, и поэтому реализуются через пугающие картины и мрачные предчувствия.
Страх смерти – причины появления
Страх смерти — это продукт бессознательного. Доказательством этому может служить тот факт, что человек, страдающий каким-либо навязчивым страхом смерти, как правило, не предпринимает ничего, что потребовало бы от него серьезных затрат и жертв, но позволило бы уменьшить угрозу, которая его беспокоит. В моменты приступов страха смерти он готов пообещать себе и миру что угодно, но когда страх отступает, с ним исчезает и готовность чем-то жертвовать и по-настоящему напрягаться – тратить силы, время, деньги…
Вы возразите, что люди, страдающие подобными страхами, могут, например, перестать выходить из дома, чтобы не столкнуться с опасностью, или перестают пользоваться транспортом, или могут проходить затратные и неприятные медицинские обследования. Но дело в том, что для бессознательного все эти ограничения – не жертвы.
А вот если выбрать то, что человеку действительно дорого, что украшает его жизнь – например, любимое лакомство, или возможность понежиться в постели, или посещение футбольного матча, или онлайн-шопинг… И если представить себе, что в целях сохранения жизни пришлось бы отказаться от этого, выяснится странная вещь. Жертвовать мы не готовы. Смерти боимся, но от удовольствия отказываться не будем. На фоне отказа от удовольствий страх смерти как-то бледнеет. Лишиться удовольствия – вот что действительно страшно. Логика бессознательного похожа на детскую логику.
Однажды маленький сын знаменитого психоаналитика Франсуазы Дольто спросил ее, правда ли, что однажды умрут все. «Да, — ответила ему честная мама. – Смерть придет за каждым в свой срок». Мальчик погрустил и смирился. «Но, — добавил он, — лучше бы это случилось после обеда».
Наше бессознательное устроено так странно, что представлению о смерти в нем места нет. Все оно заполнено образами разных удовольствий, а все ужасное состоит в том, что кто-то (или что-то) эти удовольствия у нас отнимет. Поэтому картины грозящей нам смерти, которые так навязчиво всплывают перед нашим внутренним взором – это зашифрованные послания о том, что с нашими удовольствиями что-то неладно. Либо мы ожидаем наказания за то, что позволяем их себе, либо опасаемся, что некий сильный враг (злой рок, судьба, высшие силы…) отнимут у нас возможность наслаждаться. Иногда это чувство вины за то, что мы же сами не позволяем себе. И тогда картины ужасной смерти символизируют либо возможности, которые мы упускаем, либо расплату за то, что мы хотим себе позволить, либо условия, при которых исполнение наших сильных, но сокровенных желаний станет невозможным.
Но в любом случае речь всегда идет о жизни. Собственная смерть – это понятие, доступное только сознанию, так как оно абстрактно. Как говорил Эпикур, «Пока ты жив, смерти нет, а когда она придет – не будет тебя». Человеческое бессознательное живет в реальности, где жизнь вечна – просто потому, что когда она закончится, закончится и деятельность психики. Поэтому все резкие или хронические проявления чувства страха смерти, все кошмарные сны, навязчивые мысли, тревоги и фобии – это послания жизни и о жизни. Это запросы на внимание, депеши о том, что надо пересмотреть свои представления, решения и ограничения.