Часто человек начинает чувствовать себя значительно лучше уже в первую-вторую неделю начала терапии. Значит ли это, что его психика за такой короткий срок стала более адаптивной? Я думаю, нет. Психика довольно инертная система. Спокойствие и уверенность появились по другим причинам.
Во-первых, человек долго решается, чтобы начать терапию. Зачастую принятие решения протекает бессознательно, и только итог – само решение – появляется в сознании. Иногда последним импульсом к принятию этого решения становится драматическое событие. И в этом случае решение начать терапию, закрепленное действием – договором с терапевтом – дает успокоение и возвращает чувство контроля над жизнью.
Решиться на терапию сложно потому, что сделать этот шаг означает признать: мне требуется помощь, чтобы понять, как жить. Я не настолько независим, как я считал. Я не так могущественен, как я считал. Эта мысль всегда является болезненной. Ее получается домыслить до конца только если безмыслие грозит гораздо большей болью.
Вторая причина, по которой уже самое начало терапии позволяет чувствовать себя лучше, заключается в том, я полагаю, что мы существа, которые очень нуждаются в эмоциональной связи с кем-то, кто поможет нам понять себя, там, где мы сами этого не можем. И вера в то, что такой человек появился, и появился потому, что я сам призвал его в свою жизнь, позволяет снять напряжение.
Установление такого контакта позволяет психике направить тяготящие ее впечатления в другую психику, дабы та могла переработать их и вернуть в более приемлемом виде. Если этот процесс начнет происходить и успешно продолжится, то переструктурирование психики становится возможным, а это и есть цель психодинамической психотерапии. Возможность эта появляется в случае, если терапевту и пациенту удалось создать терапевтический альянс.
Что почитать:
Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая психотерапия: руководство практика.
Бион У. Теория мышления